Достопримечательности Франции — Опера Гарнье
Парижская Национальная Опера носит имя своего архитектора Шарля Гарнье. Открылась она в 1875 году, это произошло через 15 лет после принятия решения Наполеоном III о ее строительстве. Здание Оперы Гарнье является эталоном эклектического стиля в архитектуре второй половины XIX века.
Общая информация об «Опере Гарнье»
Опера́ Гарнье́ расположена в самом конце по Оперному проспекту, в девятом округе Парижа, вблизи одноимённой станции метро. Площадь дворца Гарнье — 11 000 квадратных метров или 118 404 квадратных футов, вместительность — 2 200 человек, центральная люстра весит более 6 тонн, огромная сцена рассчитана на 450 артистов. Здание ранее именовалось Парижской оперой, но в 1989 году его стали называть именем архитектора Шарля Гарнье. Сегодня оно носит название общественно-коммерческое предприятие «Государственная парижская опера».
Главный фасад здания оперы полностью был восстановлен в 2000 году, после чего он заново приобрёл первоначальную многоцветность и статуям вернули былую позолоту.
Выложенный мрамором вестибюль на главной лестнице считается самым знаменитым местом Оперы Гарнье. Двойной пролёт лестницы ведет к этажам театрального зала и театральным фойе.
Парадная лестница — это своего рода театр или сцена, по которой в былые времена могла дефилировать избранная публика. Все четыре части потолка расписаны изображениями различных музыкальных аллегорий. В самом низу лестницы расположены женские фигуры, которые держат букеты из света — это бронзовые торшеры.
Библиотека-музей расположилась в западном павильоне (если смотреть от главного входа) — Ротонде императора, здесь первоначально задумывались императорские помещения. В коллекции библиотеки-музея хранится информация прошлого Оперы за последние три столетия.
Просторные и богато украшенные фойе — это места для прогулок зрителей в антракте. Убранство свода (у первого фойе) мозаикой с золотым фоном делает весь вид парадной лестницы прекрасным.
Второе — большое фойе было спланировано согласно образцу парадной галереи в старом замке. Здесь создается еще большее визуальное пространство за счет игры зеркал и окон. Бюст архитектора Оперы Шарля Гарнье (скульптор Карпо) установлен в самом центре фойе, близи одного из окон, из которого открывается красивый вид на Оперный проспект, вплоть до Лувра.
Зрительный зал красно-золотистого убранства итальянского стиля выполнен в форме подковы, кресла отделаны бархатом красного цвета, занавес из великолепной расписной ткани с золотыми кистями. Освещает зал хрустальная огромная люстра, потолок был расписан Марком Шагалом еще в 1964 году.
Текущее состояние » Оперы Гарнье»
Театр открыт ежедневно для посетителей с 10.00 до 17.00, кроме праздничных дней — это 1 января, 1 мая и когда есть утренние спектакли. Театральный зал можно увидеть до 13.00 часов.
Культурное значение «Оперы Гарнье»
В 1923 году Опера Гарнье была причислена к памятникам архитектуры и находится под охраной государства.
История «Оперы Гарнье»
По одной из наиболее популярных версий рождение оперного искусства считается 1600 год.
Джакопо Пери — флорентийский композитор написал оперу «Эвридика» для торжества на свадьбе французского короля Генриха IV и Марии Медичи. Развитие оперы как отдельного вида искусства началось при Людовике XIV, который питал исключительную страсть к музыке, а также любил танцы и сам прекрасно танцевал, а также принимал участие в спектаклях.
В Версале музыка сопровождала все королевские застолья, даже отход монарха ко сну проходил под торжественное музыкальное сопровождение. Не менее двадцати концертов в месяц давались при дворе. 1669 год был ознаменован вхождением оперы и балета в королевскую академию музыки. Поэтому не удивляет то, что первый театр оперы и балета был построен в Версале.
Оперные спектакли в Париже, проводились в разных помещениях, перестроенных из залов, где проходили игры в мяч. Опера вынуждена была менять один зал за другим после 1763 года, так как причина каждого переезда была одна — пожар.
Первым настоящим театром Оперы стал зал Лувуа, напротив Национальной библиотеки. В 1793 году труппа театра переезжает в него. Но, случается не предвиденное, герцог Беррийский (брат Людовика XVIII) с женой отправился в воскресный день послушать оперу, и был убит Лувелем, который преследовал цель убить всех Бурбонов. Разгневанный король дал приказ здание театра разрушить, а на этом месте возвести памятный знак. Так на месте бывшего театра архитектором Висконти был создан фонтан.
Опера переехала в зал Пелетье, который построили из камней бывшего театра Лувуа. Но, повторилась драма у здания Оперы, итальянские карбонарии хотели совершить покушение на Наполеона III. Наполеон решил не уничтожать здание, а объявил конкурс проектов на создание другого театра для парижской оперы. Победителем конкурса на лучший проект нового здания дворца становится мало кому известный по тем временам архитектор Шарль Гарнье (35 лет).
Опера Гарнье носит тринадцатый номер по счёту среди парижских опер, признанных официально как вид искусства в 1669 году Людовиком XIV. Однако, число «13» впоследствии будет легендарным применительно к этому зданию.
20 мая 1896 года во время представления «Фауста» Гуно один из 700-килограммовых противовесов люстры упал и убил зрителя на месте с номером 13, юная балерина нашла свою смерть, неосторожно ступая на 13-ю ступень парадной лестницы. Строительство здания растянулось на 15 лет (1860-1875 годы) из-за многочисленных перерывов: то войны 1870 года, то падения режима империи, то победа Парижской коммуны. Общая сумма расходов по завершению работ составила 36 миллионов франков золотом, но недоделки еще оставались, такие как Зеркальная ротонда и курительная галерея. Впрочем, галерея до сего дня так и не закончена.
15 января 1875 года произошло первое открытие Гранд Оперы, такое событие получило отражение в романе Гастона Леру. В романе также описан конфуз, случившийся при открытии, как-будто не был приглашен сам архитектор дворца — Шарль Гарнье, и вроде бы ему пришлось купить себе входной билет (но в действительности архитектор официально был приглашен, и вместе с женой).
На протяжении двухсот лет существования Парижская Опера поменяла тринадцать залов, но, ни один из залов не соответствовал тому статусу, который опера имела в высшем свете французского общества. С приходом к власти Наполеона III (1852 год) началось кардинальное преобразование столицы. Выбор по осуществлению работ было поручено барону Османну, человеку совсем не испытывающему ностальгии по старому Парижу и по духу совсем не парижанину. Барон Османн преследовал только экономическое развитие города, он был первым, кто воскликнул когда-то: «Да здравствует император!», чем и завоевал расположение императора.
Османн беспощадно сносил исторические памятники, церкви, дома, целые кварталы и улицы, вновь прокладывал бульвары. Он так и не реализовал свой план постройки первого метро. Парижане в те времена роптали. Однако сегодня уже никто не скажет, что господин Османн был не прав. Все восторгаются красотой Парижа, а парижский стиль включает в себя именно все архитектурные постройки авторов, которых в свое время выбрал префект департамента Сены барон Османн.
В то время был объявлен конкурс на лучший проект создания театра, собран был 171 проект. Все известные архитекторы, в том числе и сам Виолле-Ле-Дюка представили свои работы, но победу одержал совсем неизвестный тридцатипятилетний Шарль Гарнье. Это произошло скорее всего потому, что Гарнье уловил вовремя дух времени, в словаре француза того времени слова «шик» и «роскошь» были главенствующими.
На конкурсе соискателей, в официальный день презентации проектов, императрица Евгения, симпатизирующая архитектору Вьоле-лё-Дюку, задала Шарлю Гарнье такой вопрос: «И какой это стиль? Это и ни греческий, и ни Людовика XV и ни XVI! ». На это Гарнье ответил: «Это же Наполеон III, и вам не нравится?!». Император поспешил отвести Гарнье в сторону и прошептал: «Не переживайте, она всё равно в них не понимает!». Так вот и произошло рождение стиля Наполеон III.
Мешанина стилей, представленная в одном доме, была названа стилем Второй Империи. Гостиные было модно отделывать в стиле Людовика XV, спальни оформлялись в стиле Людовика XVI, кабинеты носили стиль Ампир, а столовые соответствовали эпохи Возрождения. Характеризовать можно так — единство и чистота линий полностью отсутствовала. Творение Шарля Гарнье стало апогеем разнообразия стилей в эти времена. Но Гарнье не может уже остановится и он покрывает зал куполом, на котором помещает скульптуры Аполлона и Пегаса, в нишах он располагает бюсты известных композиторов, всё свободное пространство он заполняет барельефами.
Внутренний интерьер оформлен также вычурно, здесь господствуют всего два цвета: золотой и красный. Гарнье использовал в убранстве интерьера стиль рококо. Однако, в целом, здание театра производит гармоничное впечатление, несмотря на многообразие и всю несуразицу приемов.
Источник warps.ru