Невозвратные авиабилеты: можно ли их вернуть?
В Госдуму на этой неделе правительство внесло законопроект о невозвратных билетах на поезда. Тем временем 21 июня уже вступили в законную силу новые поправки в Воздушный кодекс РФ, уполномочивающие авиаперевозчиков продавать авиабилеты по невозвратным тарифам. Следовательно, у пассажиров и туристов появилась новая головная боль.
Согласно этим поправкам авиакомпании могут продавать два вида авиабилетов: 1) с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки – по так называемому «возвратному тарифу»: и 2) без такого условия – по «невозвратному тарифу».
Пассажиры, купившие авиабилеты по невозвратным тарифам, не смогут получить всю уплаченную за них сумму, если откажутся от перелета. Получить обратно можно лишь неиспользованные авиаперевозчиком суммы, взимаемые в пользу иных организаций в соответствии с действующим иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет.
Как пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, гендиректор юридической компании «Персона Грата», порядок возврата денег за авиабилеты, купленные пассажирами по возвратным тарифам, теперь будет следующим:
- Если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета за 24 часа до окончания регистрации на рейс — возвращаются все деньги, кроме расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком.
- Если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета позже, чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс, но до окончания самой регистрации — возвращаются деньги за вычетом неустойки в размере 25% от уплаченной суммы и расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком.
- Если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета после окончания регистрации на рейс — деньги не возвращаются.
«Однако, при покупке авиабилета по любому тарифу, пассажир может вернуть уплаченную сумму в случае болезни или нарушения авиаперевозчиком договора перевозки», — отметил эксперт.
Например, пассажир может вернуть деньги за авиабилеты, если отказ от перелета вызван его болезнью либо болезнью или смертью членов его семьи, близких родственников, с которыми он собирался лететь.
Для возврата денег в такой ситуации требуется представить документы, подтверждающие причину отказа, а также уведомить авиаперевозчика об отказе до окончания регистрации на рейс.
«Также пассажир также может вернуть деньги за авиабилеты в случае задержки отправления самолета и иных нарушений авиаперевозчиком федеральных авиационных правил», — добавил Георгий Мохов.
Федеральный законом от 20.04.2014 N 79-ФЗ уточняется порядок возврата денег за авиабилеты в случаях, когда договор перевозки расторгнут по инициативе перевозчика. Так, пассажиры, нарушившие правила поведения на борту самолета и создавшие угрозу безопасности полета, жизни или здоровью других лиц, не могут рассчитывать на возврат денег за авиабилеты.
В остальных случаях пассажиры, купившие авиабилеты по возвратным тарифам, могут получить деньги за вычетом неустойки в размере 25% от уплаченной суммы и расходов, фактически понесенных авиаперевозчиком.
Если авиабилеты куплены по невозвратным тарифам, авиаперевозчик возвращает лишь неиспользованные суммы, которые взимались в пользу иных организаций в соответствии с иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет.
Итак, давайте попробуем разобраться с действующими тарифами на примере «Аэрофлота». В связи с новыми правилами тарифы группы «Бюджет» (Q/T/E/N – классы) и «Промо» (R-кл.) переводятся перевозчиком в категорию невозвратных.
Далее, для тарифов группы «Оптимум» (M/U/K/H/L – кл.) экономического класса устанавливается один штраф в фиксированном размере (в зависимости от направления) за проведение операции возврата и отменяется штраф 25% за отказ от перевозки менее чем за 24 часа до вылета.
При этом в случае отказа от перевозки менее чем за 40 минут до времени отправления рейса, указанного в билете, тариф является невозвратным.
Для авиабилетов Аэрофлота в тарифной группе «Оптимум» (I/Z – кл.) бизнес-класса отменяются штрафы за возврат, за исключением тарифов на дальнемагистральные перевозки, где установлен единый штраф в фиксированном размере.
«Главный конкурент «Трансаэро» вводит невозвратные тарифы с 1 июля для прямых и сквозных перевозок. Невозвратными становятся тарифы типа Promo вне зависимости от класса обслуживания; ряд минимальных тарифов «Туристический» и минимальных тарифов класса «Дисконт», — добавил эксперт.