Священные города Индии – Матхура
Матхура – один из семи священных для каждого индуса городов, расположенный в штате Уттар-Прадеш, на берегу реки Ямуна. В древние времена этот город стоял на перекрестке самых важных караванных дорог и занимал одно из главных мест в экономике древней Индии.
Матхура, согласно легендам, была местом рождения бога Кришны, земного воплощения Вишну, одного из верховных божеств индуизма.
Как добраться
Матхура – это железнодорожная станция в 100 км от индийской столицы Дели, поезд оттуда сюда идет порядка 3 часов. Также в Матхуру можно добраться по железной дороге и из других крупных индийских городов, таких как Калькутта, Мумбаи и т.д.
Ближайший к городу аэропорт находится в 58 км в городе Агра. Дорога от аэропорта до Матхуры занимает 1,5 часа на такси. В городе есть две автобусные станции, куда приходят автобусы из священного города Вриндавана, крупных городов Дели, Агра, Харидвара, а также из города Джайпура.
Климат и особенности
Погода в городе весьма переменчивая. Зимняя температура в среднем составляет +13°, а летом столбик термометра поднимается до+30°, но в отдельных случаях может достигать +45º. Лето сухое, с пыльными ветрами. С июня до сентября идет сезон муссонных дождей.
История
Основателем города, по одной версии, считается младший брат царевича Рамы, принц династии Икшваку Шатругхна, один из героев эпоса «Рамаяна». Он захватил стоявший на этом месте город Манхуван, принадлежавший демоническому королю Лаванасура. В Пуранах же говорится об Айю, сыне царя Пурураваса из Лунной династии, как об основателе города.
С VI века до н.э. Матхура была столицей царства Шурасена, одного из шестнадцати махаджанапад или великих стран, существовавших на территории древней Индии в добуддистское время.
В V веке до н.э. город посещал Будда, чтобы основать здесь монастыри. С IV по II века до рождения Христа Матхура была частью империи Маурьев, затем столетие находилась под контролем династии Шунга, возникшей после падения царства Ашоки, а в 60 году до нашей эры город был завоеван войсками индо-скифского царства.
В I веке индо-скифов вытеснили кушаны, и город стал столицей их империи. В III веке Матхура была известна по всей Индии как центр резьбы по камню. С IV по VI век город был частью империи Гуптов.
В XI столетии Матхура была завоевана султаном Махмудом из Газни по прозвищу «Меч Ислама», который разрушил все буддийские храмы и монастыри города. После этого буддизм в городе уже не смог возродиться. Лишь во времена правления Акбара Великого из династии Великих Моголов, который разрешал свободное вероисповедание, в городе начали восстанавливаться индуистские святыни.
В XV веке святой Чайтанья Махапрабху, которого считают чуть ли не самим Кришной, пришедшим в эпоху Кали-юги, совершил паломничество в этот район, поставив целью отыскать места, которые были связаны с именем этого бога. Он оставил в Матхуре шесть своих учеников, которые обнаружили древние образы и основали в местах, где их нашли, храмы, посвященные Кришне.
В XVI веке могольский император Аурангзеб Аламгир, ревностный последователь ислама, осквернил и уничтожил индуистские святилища города, возведя на их месте мечети. В это время, чтобы сохранить святыни, их переносили в другие города, как например это было сделано с колонной из железа, которая сейчас находится в Дели.
Достопримечательности
К сожалению, от былого величия города мало что осталось. Мусульманские завоеватели постарались на славу, разрушая буддистские и индуистские храмы. Те храмы, которые есть в городе, относятся к гораздо более позднему времени.
Самая главная достопримечательность города – это Шри Кришна Джанмабхуми – место рождения Кришны. Там, по соседству с действующей тюрьмой, располагается подобие камеры, куда пускают и туристов. Внутренняя обстановка неожиданно аскетична – только изображение Кришны и небольшой алтарь.
В этом месте с древних времен стоял храм, построенный, по легендам, правнуком Кришны, Ваджранабхой. Позднее царь Чандрагупта перестроил его. В XI столетии храм был разрушен мусульманами, затем восстановлен, а в 1699 году разрушен снова, а на его месте была построена мечеть Катра Масджид. Мечеть стоит там и поныне.
Храм Кешава Дэв, который находится за мечетью в настоящее время, был возведен в 1965 году. Святыня храма – каменная плита, на которой был рожден Кришна. От храма к водоему Потара Кунд, где, по преданиям, стирали его детские вещи, ведет каменная лестница.
Кроме храма Кешава Дэв, там расположен небольшой храм, посвященный родителям Кришны. В нем стоят идолы его родителей – Деваки и Васудевы, а также его самого в форме четырехрукого божества.
Из остальных храмов города интерес представляют храм Ранга Бхуми, построенный на том месте, где Кришна сразил своего демонического дядю, Рангешвара Махадев, в котором находится лингам Шивы – ему, по преданиям, поклонялся царь Камса. Есть еще храм Бхагват Бхаван или Гита Мандир, в саду которого на мраморной колонне написан полный текст Бхагават-Гиты.
Сам храм, больше похожий на аттракцион для туристов, особого интереса не представляет – его потолочные росписи из жизни Кришны являются новоделом, в подметки не годящимся древним индуистским фрескам.
Так как через город протекает река Ямуна, то, естественно, на ней есть гхаты. Самый известный из них — Вишрама Гхат, расположенный на том месте, где Кришна совершил омовение после того, как убил царя Камсу.
По преданиям, на том же самом месте в воды реки погружался Вараха, третье воплощение Вишну, опять же после убийства — он сразил демона Хираньякши. Рядом с гхатом установлены статуи Ямуны и ее брата Ямы, возраст которых, как считается, 5000 лет. Утром и вечером здесь проходят церемония поклонения реке – Аарти.
У входа в старый город стоит арка под названием Ворота Холи, сделанная из песчаника и недавно отреставрированная.
Археологический музей города интересен, прежде всего, своей коллекцией скульптур из пятнистого красного песчаника, выполненных в стиле так называемой матхурской школы и относящихся к кушанскому и гуптскому периодам.
Из скульптур, относящихся к кушанскому периоду, можно выделить статую императора Канишке, почему-то без головы и в иноземном платье и сапогах. К предметам искусства эпохи Гуптов относятся замечательные статуи Будды, самая интересная из которых имеет высоту 5 метров.
Немного севернее находятся руины крепости Канса-Кила, построенной в XVI веке князем Раджпура Ман Сингхом I. Раньше на ее территории была одна из пяти обсерваторий махараджи Джай Сингха, ныне разрушенная.
Из мусульманских памятников города выделяется мечеть Джами Масджид с четырьмя минаретами. Когда-то здание было облицовано яркой глазированной плиткой, которая практически вся отлетела.
В 16 км от Матхуры находится город Бриндаван, где прошли детство и юность бога Кришны. С его именем здесь связан холм Говардхан, который Кришна поднял на кончике своего пальца, чтобы защититься от каменного дождя. Паломники совершают вокруг него ритуальный обход.
Еще один холм – это Барсана, на котором расположен храм Лали Джи, посвященный возлюбленной Кришны – пастушке Радхе. А также Нандагаон, связанный с приемным отцом Кришны Нандой, на вершине которого стоит храм Нанд Рае. Эти холмы считаются священными. От легендарных лесов, в которых Кришна гулял с пастухами, на сегодняшний день мало что осталось.
В городе есть несколько интересных храмов. Например, самый древний храм города Говинд Дэвджи из красного песчаника, построенный в 1590 году. Или храм Радха Дамодара, в котором хранится отпечаток ноги Кришны на камне, называемый Говарднан Шила. Также в городе есть современный храм Кришна Баларама, построенный обществом сознания Кришны.
Фестивали и праздники
В месте рождения бога Кришны самым популярным религиозным праздником, конечно же, будет Кришна Джанмаштами – день его появления на свет. Он празднуется в конце августа или начале сентября, на восьмой день после полнолуния.
К сожалению, вся эта суета вокруг имени Кришны в Матхуре больше напоминает ярмарочный балаган для привлечения туристов. Храмы в большинстве своем современные и незначительные, к ним в обязательном порядке пристроены магазины с сувенирами.
Может, сами индусы и почитают его по-настоящему – все-таки это аватара Вишну, но вместо того, чтобы дать проникнуться святостью этого места, они стремятся взять с туриста побольше.
С одной стороны нелюбовь индийцев к белому человеку вполне объяснима – столько лет находиться под гнетом тех, кто их и за людей-то не считал. Но с другой стороны, как тут не вспомнить Христа, который выгонял из храма торговцев, говоря, что они осквернили дом Его Отца, превратив его в вертеп разбойников, которыми движет только жажда наживы. Нехорошая какая-то аналогия получается…
Источник