Древние религии Египта
Египет – это удивительная страна, где сохранились остатки прежней могущественной цивилизации. Однако её расцвет во многом связан с господствующей тогда религией. Удивительные божества с телом человека и головой животного, диктовали людям правила жизни. А расцвет погребального культа подарил миру удивительные и во многом загадочные памятники архитектуры.
Религия Древнего Египта
Одной из древнейших цивилизаций мира является египетская цивилизация, возникшая вдоль нижнего течения Нила. Жизнь древних египтян зависела от этой великой реки. Ежегодные разливы оставляли плодородный слой ила, что способствовало развитию земледелия. К тому же это была главная транспортная артерия страны, а в условиях засухи и единственный источник питьевой воды.
Поэтому религия Древнего Египта формировалась с учётом природных условий долины Нила, которая влияла на социально-экономическое и политическое развитие древнеегипетского общества. Уникальность этой религии состоит в том, что она соединяла в сознании древних египтян фетишизм и тотемизм, политеизм и в то же время монотеизм (культ Атона).
Существовал огромнейший пантеон богов, но вместе с тем боги не имели своего ярко выраженного характера и нередко несколько божеств сливались в одно (Амон-Ра, Пта-Сокар-Осирис и др.). Можно говорить и том, что на древнеегипетскую религию почти не оказывалось влияние извне.
Таким образом, она была исключительно плодом специфических религиозных воззрений египтян с учётом социально – политического и экономического развития этого народа.
Интересной особенностью является и то, что в каждом номе и городе почитался свой пантеон богов, но вместе с ними почитались и общеегипетские божества. Ими становились боги номового центра, откуда происходили фараоны. В качестве примера можно привести номовый центр Фивы. Когда он превратился в столицу Древнего Египта, его местный бог Амон, малоизвестное божество, становится покровителем царствующей династии и главным в пантеоне.
Однако боги были не только покровителями номов, правителей, порядка и законов. Они также являлись создателями ремёсел, искусств, науки, письма и др. Одним из самых почитаемых являлся бог мудрости Тот. Считалось, что он подарил людям знания и письменность.
Был покровителем образования и письма, а также всех образованных людей. В пантеоне богов занимал почётное место личного писца Ра. Вместе с тем он был связан и с Осирисом. Во время суда Осириса над душами умерших, Тот вел учёт и классификацию душ, а его жена Маат, богиня справедливости, взвешивала сердца умерших, чтобы определить степень их греховности. Изначально образом Тота считался Ибис, позже он изображался как человек с головой Ибиса.
Главным богом пантеона без сомнения являлся Ра. Это было верховное божество египтян, а центром культа являлся Гелиополь. Его воплощением был сокол или человек с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Мифы о Ра были связаны со сменой времён года.
Также как бог солнца он каждый день плывёт по небесному Нилу на своей лодке, освещая землю, а вечером спускается в подземный мир, где ведёт борьбу с тёмными силами. Позже часть функций Ра взял Амон и был объединён с ним в единое божество Амон-Ра, которое считалось создателем мира, покровительствовало правящей династии и военному могуществу Египта.
Не менее почитался и бог-творец Птах, который создал мир и всех богов. Центром его культа был Мемфис, однако он распространился на весь Египет. Чаще всего изображался в виде человека облаченного в скрывающие его одежды и держащего в руках посох. Душой Птаха считался священный бык Апис. Позже культ Птаха был объединён с культом Осириса и покровителем умерших Сокаром в единое божество Птах-Сокар-Осирис.
Центральным и одним из самых популярных богов древнеегипетского пантеона был Осирис. Бог плодородия, который отождествлялся с разливами Нила, позже почитался ещё как царь загробного мира. Его сестрой и супругой являлась богиня Исида, братом был Сет, а сыном Гор. По преданию именно Осирис научил людей земледелию и ремёслам. С ним связан и ряд мифов о его коварном убийстве братом Сетом и последующем его воскрешении Исидой и Гором.
После воскрешения он передаёт власть над Египтом Гору, а сам становится царём загробного мира. Осирис почитался по всему Египту и за его пределами, но центром культового почитания стал город Абидос, место погребения фараонов.
Вместе с развитием религиозных воззрений у египтян складывается идея загробного мира. По их представлению смерть не являлась окончанием жизни. Тело умирало, но душа продолжала жить в загробном мире, который представлял собой копию реального.
Поэтому главной целью живых было обеспечить мёртвых всем необходимым для жизни в потустороннем мире. Но также одним из главных условий являлось сохранение тела умершего. Поэтому в Египте расцветает искусство бальзамирования. Тело покойного 70 дней хранили в особом соляном растворе.
После удаляли внутренности, оставляя только сердце. Потом умащивали тело благовониями и обматывали пропитанными маслами и смолами полотняными бинтами.
Тело умершего нуждалось в хранении. Богатые люди и вельможи строили себе внушительные гробницы. Но особой пышностью отличался погребальный культ фараона. Специально для него строились внушительные пирамиды или грандиозные, выбитые в скале дворцы.
Они были наполнены бесценными сокровищами и великолепными произведениями искусства. Ведь по представлениям древних египтян, даже загробном мире царило расслоение. Каждый занимался тем делом, что и при жизни. Фараон оставался правителем и там, поэтому просто необходимо было его достойно проводить на тот свет.
В связи с этим, одну из главных ролей в религии играли божества подземного мира мёртвых. Главным богом мира мёртвых считался Осирис, но в эпоху Древнего царства все-таки главная роль принадлежала Анубису. Изначально именно он являлся главным богом царства мёртвых, бог-защитник и покровитель умерших. Изображался он как человек с головой шакала или собаки, Или как распластавшийся на брюхе черный шакал или собака.
Начиная с эпохи Среднего царства место Анубиса, занимает Осирис, а шакалоголовый бог становится одним из его окружения. Он вводит душу покойного в зал, где происходит суд, а также взвешивает его сердце на специальных весах. Кроме того он играет важную роль в погребении, мумификации и бальзамирования. Культовым центром Анубиса являлся город Кинополь.
Уже к эпохе Нового царства религия полностью оформляется и приобретает слаженный культ, однако в этот период происходят события, которые пошатнули её устои.
Культ Атона
Ко времени Нового царства жреческая каста стала столь могущественной, что стала угрожать царствующей династии фараонов. В попытке противостоять жрецам фараон Аменхотеп IV проводит религиозно-политическую реформу.
Весь многочисленный пантеон египетских богов, он заменил культом одного бога — Атона, который олицетворял Солнце и изображался в виде круга. Фараон принял также новое имя – Эхнатон. Благодаря этой реформе роль жречества свелась к нулю. Религиозную реформу поддержали в первую очередь средний слой населения, которое было недовольно постоянными поборами в пользу храмов.
В чём же заключалась революционность этой реформы? Дело в том, что в одном божестве Атоне отражалась концепция единого бога, единого творца мира и человека. Его изображение значительно отличалось от прежних зооморфных божеств. Атон изображался в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Кроме того он не воплощался в статуях. Это было абстрактное божество, которое не имело ни супруги, ни детей, ни божественных родственников, что значительно отличало его от прежних богов.
С введением нового культа, по приказу фараона, культы остальных богов уничтожались, особенно это коснулось царственного Амона-Ра. Пожалуй, это было одной из первых попыток ввести монотеизм, а также актом религиозной нетерпимости по отношению к прежним культам.
Но слишком смелая религиозная реформа была обречена на неудачу. В первую очередь её не поддержало сельское население. Полностью зависимые от ежегодного разлива Нила, олицетворением которого был Ра, крестьяне не смогли принять культ единого бога Атона. После смерти Эхнатона его преемник Тутанхамон, в первую очередь возродил все культы традиционных божеств.
Условия жизни Древнего Египта диктовали свои условия мироустройства и миропонимания. Привязанность к дельте плодородной дельте Нила, поклонение животным, редкое на начальных порах влияние извне, способствовало формированию уникальной религии.
Благодаря ей мир имеет образцы удивительной архитектуры и бесценные произведения искусства. Если задуматься, то встаёт вопрос – был ли настолько привлекателен Египет без своих гробниц, пирамид, фараонов.
Но вместе с тем, с течением времени, менялась и религия. Объединялись культы, попытка ввести культ единого божества, возвращение к прежним богам. Однако и она не устояла под натиском времени. После смерти Александра Македонского на руинах завоёванных государств стало возникать новое явление – эллинизм.
Одним из его центров стал Египет. Влияние западных и восточных религий привело к смешению культов. Потом здесь появилось христианство, а с завоеванием Египта арабами распространился ислам. Лишь величественные статуи канувших в небытие фараонов и почитаемых ими богов, охраняющих древние гробницы и храмы, напоминают нам о прежней удивительной религии.