Достопримечательности Индии — Тунгнатх
Тунгнатх — это высокогорный монастырь в горной системе Гималаи, посвященный Шиве. Название переводится как Господин Вершин. Он занимает горный хребет Тунганатх в штате Уттаракханд в Индии.
Специалисты предполагают, что храму не меньше 1000 лет. Он относится к группе храмов Панч-Кедар, посвященных шиваизму.
Общая информация о Тунгнатхе
Храм занимает высоту более 3500 метров над уровнем моря, что делает его самым высоким шиваистским храмом. Постройка осуществлена в типично индийском стиле зодчества и имеет небольшие размеры, здесь могут уместиться около десяти человек. Вокруг размещается несколько меньших сооружений, посвященных разным богам. Центральный построен в честь жены Шивы — богини Парвати. Рядом с храмом находится холм, где можно увидеть черный камень около 30 см. Это Сваямбху — священный камень, являющийся символом руки Шивы.
У подножия холма, где берет свое начало тропа к храму, поставлены ворота, на которых указывается название священного места и расстояние до него (4 км). Паломники, которые по каким-либо причинам не могут пройти такое расстояние, оставляют свои пожертвования в стоящей у ворот коробке.
Все внутренние постройки выложены из камней с нарисованными декорациями. У входа изображен бык Нанди, украшенный цветами и тремя линиями из желтой глины. На нем обозначен традиционный символ — третий глаз Шивы. Справа разместился Гамеш — сын Шивы.
Кроме того, здесь можно увидеть идолов последователей Шивы (Вьясы и Калы Бхайравы) и изображения остальных храмов группы Панч-Кедар.
Главное правило здесь: перед вход обязательно нужно снять обувь и далее проходить только босиком. Храм выложен из камня, поэтому доминирующий окрас — серый, цвет векового камня с проросшими местами мхом и лишайниками. Единственное яркое место — это фасад главного входа, разукрашенный разноцветными полосками.
История Тунгнатха
Если верить легенде, то строительство храма связано с Арджуном, одним из братьев Пандавы. В соответствии с индуистской мифологией, братья Пандавы вели между собой войну. И однажды после битвы на Курукшетре великий мудрец Вьясандева отправил братьев к Шиве, чтобы получить его прощение и тем самым искупить свои грехи.
Господь Шива жил в Гималаях и, считая братьев виновными и недостойными оправдания, спрятался в Кедарнатхе. Когда Пандавы прибыли в Кедар, Шива, чтобы не быть обнаруженным, обратился в быка и затерялся в стаде. Братья легко обнаружили могучего быка-Шиву. Но, когда Бхима, самый высокий и сильный из Пандавов, попытался схватить быка руками, тело Шивы ушло под землю и перенеслось в пять мест Панч-Кедар.
Позднее в этих местах братья Пандавы воздвигнули храмы, чтобы иметь возможность молиться Шиве. Каждый храм посвящен определенной части тела Бога: Кедарнахт — спине, Тунгнатх — рукам, Рудранатх — голове, Мадхьямахешвара — туловищу, а Калпешвари — волосам.
Но по легендам, еще до появления здесь Пандавов это древнейшее место паломничества называлось Бхригутунга и в Махабхарате о нем говорилось, как о месте обитания ведического мудреца Бхригу, который был основателем рода Бхаргавов.
Тунгнатх не является поселением в прямом смысле слова, вершины горы занимает только храм да несколько прилегающих к нему хозяйственных построек. Здесь отсутствуют постоянные жители. Местность оживает только весной, когда сюда начинают стягиваться путешественники и паломники. Так как это самый высокогорный храм региона, то открытым для посещения он стал позже других.
Культурное и религиозное значение Тунгнатха
Храмы Панч-Кедар являются очень популярными в среде паломников. По правилам паломничества эти пять храмов должны посещаться в неизменном порядке: первым — Кедарнатхе, вторым — Тунгнатх, затем — Рудранатх, последними — Мадхьямахешвар и Калпешвар.
Паломничество обычно совершается летом, потому, что зимой все дороги занесены снегом и становятся непроходимыми. Но некоторые последователи шиваизма приезжают сюда и зимой, с целью исключить встречи с другими паломникам.
Эти храмы имеют огромное религиозное значение. Некогда шиваизм имел доминирующее значение для культуры и развития цивилизации Индии. Эта религия является древнейшей из всех существующих религий современного цивилизованного мира. Возвышаясь над облаками, храм Тунгнатх располагает к спокойным возвышенным мыслям. Основная цель посещения храма паломниками — нравственное самосовершенствование, познание своего внутреннего «Я», поиск решения проблем.
Среди иностранных туристов это место является малоизвестными, но для индусов и последователей шиваизма это практически самое святое место Индии, так как является непосредственной обителью Шивы.
Где находятся Тунгнатха, что можно посмотреть рядом
Храм располагается на вершине хребта. Но в связи с тем, что он имеет большое религиозное значение, дорога до него местами выложена камнями и очень удобна даже для малоподготовленного путника. Вначале путь проходит через густой лес с потрясающими альпийскими лугами, рощами рододендронов и полями. Именно живописная природа является достопримечательностью гималайской части Индии.
Примерно на середине дороги до храма заканчивается лес и открываются величественные ущелья с грядами гор над ним, а рядом плывущие мимо облака. Чуть-чуть не доходя до храма, открывается удивительная панорама окрестностей.
Недалеко находится ботаническая станция Гархвальского университета. Здесь же располагается заказник, основанный в 1972 году с целью сохранения мускусного оленя, находящегося на грани вымирания.
Кроме того, храм очень популярен среди любителей горных походов. Из всех тропинок, которые ведут к Панч-Кедару, самая короткая от Чопту. Она начинается на высоте почти 2 км над уровнем моря. Тропа достаточно крутая — поднимается на высоту около 700 м — и вымощена камнями. Через равные отрезки пути у дороги расположены скамейки для отдыха.
Неподалеку находится водопад, падающий вниз с ущелья. Высота водопада составляет около ста метров. Причудливые деревья над уступами отвесных скал, пожелтевшие опавшие листья, поляны усыпанные цветами с порхающими между ними бабочками — все это притягивает сюда не только большое количество паломников, но и любителей более мирского отдыха.
Для любителей шопинга стоит остановится в Ришикеше. Здесь можно приобрести бронзовые статую божеств, национальную одежду, религиозные принадлежности. Также стоит набережную Ганга (Тривени Гхат), украшенную различными статуями индийских божеств. В этом месте два раза в день (утром и вечером) проводятся массовые купания с участием тысяч людей. Отличное место для медитации и релакса.
Как добраться до Тунгнатха
Добравшись из Гоа в Дели на любом удобном виде транспорте, дальше нужно ехать в Ришикеш. Этот город считается мировой столицей йоги и именно с него начинаются путешествия в горные районы Гималаев.
Самолеты, следующие из Дели, прилетают в аэропорт Дехрадун, находящийся всего в 15 км от Ришикеша. Поездка от Дели до Ришикеша на машине занимает около шести часов, на автобусе — семь. А вот железнодорожного сообщения от Дели до Ришикеша нет, поэтому придется делать пересадку в Харидваре. От Ришикеша на автобусе добираемся до Укиматха.
Укиматх — это небольшая деревня, которая расположилась на берегу Мандакини. Отсюда автобусом можно добраться до следующей деревни — Чопты. Расстояние между точками составляет примерно 40 км, поэтому путешествующих ждет двухчасовая поездка по извилистой горной дороге. Сама по себе Чопта не является деревней, а служит лишь перевалочным пунктом для паломников и путешественников, направляющихся на гору Тунгнатх.
Но чтобы добраться до храма, необходимо преодолеть подъем на вершину. Среднему человеку требуется для этого окло трех часов, но желающие могут арендовать лошадь, тогда дорога сократится на час-полтора.
Заключение
Это прекрасное место для желающих отдохнуть от суеты туристических мест и просто соприкоснуться с жизнью, которую ведут обычные индийские деревни. Здесь сохранилось обаяние сельской жизни.
Храм открыт в течение полугода, затем здесь все покрывается снегами, а все службы переносятся в храм в Укиматхе. В это время брахманы проводят церемонию мысленного переноса Шива Лингама (пранапратиштхи), и процесс поклонения Шиве не прекращается ни на один день.
Источник